Джамшед Холиков и его остановки. Субъективная биография.
Из всех школьных предметов ему лучше всего удавалось рисовать на партах «танчики и солдатики» поэтому потерявшие всякую надежду на то, что их сын станет «нормальным человеком», родители перевели Джамшеда в художественное училище. Затем была Школа-студия МХАТ, постановочный факультет – уже осознанный и самостоятельный выбор. Поступал сам – без квот и знакомств.
Восемь лет работы художником-постановщиком в Молодежном театре им. Вахидова в Душанбе – тогда еще в «театральном» Душанбе, где к кассам выстраивались очереди, а перед спектаклем спрашивали – «лишнего билетика не найдется?». А потом опять «танчики и солдатики» - но уже не рисованные. Разгромленная студия, случайная встреча с одним из бывших знакомых – «солдатиков», которая, возможно, спасла жизнь и не исковеркала судьбу…
Визитки, марки, открытки, календари, веб-сайты. Призвание стало ремеслом. И так до 2004 года, до первого проекта – фестиваля «Видеоидентичность: сакральные места Центральной Азии» (Алматы, Казахстан), до первой видео работы – «Неоновый сон», которая стала «пробуждением» нового художника. Знакомство с известным куратором Виктором Мезиано. Участие в выставке «Роза мира» и видео фестивале «Пусто» в Москве (2006г.), проекте «Медиатека» на Центрально-азиатском павильоне 52-ой Венецианской биеннале и, наконец, в основной выставочной программе Центрально-азиатского павильона на 53-ей Венецианской биеннале.
Любимые медиа – видео и фото. Любимой темы нет, как нет, пожалуй, и единого стиля. Есть поиск и стремление понять – наверное, в первую очередь себя. Нет концептуальности. Есть восточная поэтичность – серия «В поисках пространства». Нет надрыва и вызова. Есть сопереживание – видео «Фалак», «Эдем», «Нафас». Нет «акционизма» и сарказма. Есть ирония и стеб – фото «Глаза», «Признание в любви», «Эдем».
Автобусная остановка как произведение искусства, как символ эпохи, как воплощение бюрократической глупости и расточительства, как что-то важное и дорогое в жизни. Именно так, и возможно как-то еще, предлагает нам взглянуть на остановки Джамшед Холиков. Фото-проект «Остановки» - более 200 фотографий остановок, снятых в разных уголках Средней Азии – в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Эта самая искренняя работа Джамшеда. Она обо всем – о времени, о людях, о стране и о себе. О своих пропущенных остановках и о тех, на которых, возможно, слишком долго пришлось задержаться в ожидании автобуса нужного маршрута. В остановках Джамшеда Холикова можно увидеть все, что угодно – символы ушедшей эпохи, модернистские и конструктивистские проекты, «уродливые» типовые конструкции, идеологические манифесты, но, пожалуй, меньше всего в них считываются – «пункты ожидания общественного транспорта». Функциональность общественных сооружений и институций подменялась идеологической помпой, наполнялась скрытыми смыслами, становилась пространством для реализации художественных идей. Казалось бы, что все стало на свои места – в городах старые массивные остановки заменили на исключительно функциональные конструкции из стекла и метала, а на проселочных дорогах и горных серпантинах – общественный транспорт вроде как никогда и не был нужен, а бывшие остановки приобретают новую функциональность или просто ветшают и разрушаются и никому до них нет дела… Но не покидает ощущение, что что-то очень важное и дорогое ушло из нашей жизни с последним маршрутным автобусом.
Георгий Мамедов, куратор проекта